В воскресенье, 17 января Папа Римский Бенедикт XVI побывает в Главной
синагоге Рима. Посещение викариями Христа еврейских молитвенных домов в
наши дни уже не назовешь феноменом, хотя, по вполне понятным причинам
«трудной совместимости» конфессий, обыденностью они тоже не стали.
Дата 17 января выбрана не случайно. В этот день в Италии отмечается
День Иудаизма. Несмотря на название, это не еврейский религиозный
праздник, а скорее веха, поставленная Ватиканом и итальянской еврейской
общиной для отсчета времени и «добрых дел» на пути межконфессионального
примирения. То, что обе церкви – и католическая, и иудейская – в этом
нуждаются, показывает не только история и современность, но и вся
«подкладка» визита.
Посещение Папой синагоги на берегу Тибра (в
2004-м ей исполнилось сто лет, хотя еврейская община Италии – старейшая
в Европе), конечно, сразу не перевернет с ног на голову
межконфессиональные отношения. И уж точно не отшлифует все острые углы,
колючки, занозы, не сотрет кровь, недоверие и неприязнь, которая веками
существовала и, что уж тут греха таить, существует между теми, кто
причисляет себя к католикам и теми, кто числит себя иудеями. Здесь
больше символики, чем практического смысла. Для крупных изменений здесь
понадобится нечто более весомое, чем добрые отношения между князьями
церкви и верховными раввинами.
О том, как трудно строить мосты
над невидимыми глубинами или видимыми проявлениями религиозных и
сопровождающих их расовых противоречий, можно судить уже и по истории
этого самого Дня Иудаизма. Идея Дня возникла еще в правление Папы
Иоанна Павла II в 90-х и оформилась к концу 90-х в день (и дни)
католическо-иудейских встреч и семинаров, на которых высшие
представители обеих религий могли бы порассуждать на тему нетленности и
непреходящей ценностной общности 10 заповедей Моисеевых, а заодно и
обсудить насущные житейские проблемы. Типа антисемитизма – на одной
стороне, или ультраортодоксальности – на другой. В 2005-м Итальянская
конференция епископов и еврейская община даже одобрили 10-летнюю
программу сотрудничества по десяти заповедям.
Но на дороге к
межконфессиональному «согласию» поверхностное натяжение столь хрупко,
что рвется иногда даже от дуновений. Например, в январе 2009-го
ватиканским епископам пришлось «отмечать» этот совместно установленный
день в одиночку, без своих еврейских коллег. Президент Ассамблеи
раввинов Италии Джузеппе Ларас за месяц до даты объявил, что раввины
Италии ничем совместным с католическими священниками заниматься более
не будут. За такой обидой скрывалось решение все того же Папы Бенедикта
XVI изменить текст так называемой Тридентской мессы, молитвы в
Страстную пятницу в декабре 2008-го. Из нее были убраны слова об
«ослепленных» и «заблудших» евреях, но оставлены слова об их обращении.
Изменения
были сочтены недостаточными. Понадобились серьезные усилия Главного
раввина Италии Риккардо Ди Сеньи, чтобы «спустить пары» и возобновить
мероприятия Дня в нынешнем году. Приезд Папы в римскую синагогу 17
января их как раз и венчает.
Считается, что первым понтификом,
практически продемонстрировавшим готовность католиков жить в согласии и
мире с евреями и открытость католической церкви диалогу, был
предшественник нынешнего ватиканского суверена Иоанн Павел II. На самом
деле, первым вошел в римскую синагогу (или нечто более или менее на нее
похожее) сам Святой Петр еще в бытность епископом Рима. Так что
Бенедикт XVI все-таки станет третьим Сувереном Святого Престола,
переступающим порог синагоги.
До этого он уже бывал в синагогах
Кельна в своей родной Германии и в синагоге Нью-Йорка. Все эти визиты
прошли успешно, без всяких кривотолков, проблем и прочих неприятностей
со стороны ортодоксов от обеих религий (коих, как известно, много и в
христианстве, и в иудаизме), чего не скажешь о предстоящем посещении. У
него, как бы это поделикатнее выразиться, не совсем здоровый фон.
Ортодоксальные еврейские организации Италии и Израиля даже призывали
главного раввина Италии Риккардо Ди Сеньи отменить визит. На что тот,
проявив много такта и здравомыслия, не согласился.
Между теми,
кто «за» визит Папы в синагогу Рима и кто «против», встал его не такой
уж давний предшественник Папа Пий XII. Все дело в том, что фигура этого
верховного иерарха всех католиков, период правления которого попал на
самые трудные для всех, и для церкви в том числе, времена – вторую
мировую войну – вызывает более всего противоречий и, мягко говоря,
неоднозначных оценок. Еврейские общины не только Италии, но и всего
мира считают, что Пий XII (его понтификат длился с 1939-го по 1958-й)
недостаточно активно выступал против преследований евреев, Холокоста
или же и вовсе закрывал глаза на преступления нацистов. И вот этого-то
Папу Бенедикт XVI готовится причислить к лику святых и уже начал
процесс канонизации. В середине декабря Святой престол объявил об указе
Папы, признающем «героическую добродетель» Пия XII. В соответствии с
кодексом канонического права, такое признание – начальный этап долгого
процесса, за которым следует беатификация, причисление к лику
блаженных, и затем уже собственно канонизация, провозглашение святым.
Самые
горячие головы в итальянской еврейской общине утверждают, что
возведение деяний Пия XII в ранг «героической добродетельности» менее
чем за месяц до похода в синагогу сделано с вызовом и явно приурочено к
этому мероприятию. Что, в общем, не так. Поговаривать о канонизации Пия
XII в курии начали еще в 1967-м году. Активно процесс дискуссий пошел
уже в 90-х, набрал обороты при Бенедикте и вот теперь вышел на стадию
осуществления. Вообще, то, что Ватикан сам так долго решал и
дискутировал – достоин ли Папа быть возведенным до высшей степени
церковного признания? – уже само по себе говорит о том, что сомнения
все-таки были.
Римская курия парирует все эти обвинения тем, что
многое в деятельности Папы Пия XII малоизвестно, что на самом деле он
был против преследований, расстрелов, спасал евреев в церквях и самом
Ватикане (что правда), но что действовать ему приходилось тонко, чтобы
не спровоцировать еще больших репрессий нацистов.
Время
действительно было такое, что многие поступки теперь, с высоты
пройденного, можно интерпретировать весьма вольно. Ватикан через все
эти дебри мог бы помочь пробраться, если бы обнародовал все документы о
делах и служении понтифика. Но он этого не делает, утверждая, что 19
млн страниц «досье» на Папу нуждаются в обработке и могут быть
обнародованы не ранее 2014-го года. Так что понятно, почему сомнения и
подозрения остаются.