Дом Вертипороха в Киеве (Фото: Киевсовет)
Ежегодно 18 апреля мир отмечает Международный день памятников и исторических мест. В 1983 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО выбрала этот день, чтобы напоминать о важности сохранения и охраны памятников истории.
К сожалению, за последние несколько недель минимум три исторических памятника в Киеве разрушались или оказывались под угрозой. Был снесен дом Уткина на улице Симона Петлюры, дом Рутковского на улице Тургеневской окружили забором, а на владельцев дома Вертипороха на Подоле подали в суд.
НВ поговорил со специалистом по охране культурного наследия и профессиональной реставраторкой о том, что происходит с историческими домами в городе и как проводят их реставрацию.
Проблема исторических памятников очень глобальная. На сегодня в Киеве сохранилось более трех тысяч исторических зданий, из них менее тысячи объектов имеют охранный статус и занесены в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. Темпы внесения зданий в реестр — два-три объекта в год. Благодаря несложным математическим подсчетам понятно, что нужны несколько сот лет для внесения всех исторических зданий. Поэтому немало ценной застройки сейчас никоим образом не защищены от демонтажа и перестроек.
В Украине сложился такой подход: чтобы здание получило статус памятника, должны привлекаться экспертные группы и институты, подаваться научно-проектные предложения, собираться экспертные комиссии. Из-за такого формализованного и затянутого процесса в 2018 году в реестр не было внесено ни одной достопримечательности.
Между тем в соседней стране, Польше, на это немного другие взгляды — если здание достигло определенного возраста, оно автоматически получает охранный статус. В случае его разрушения собственник должен просто восстановить дом из тех же материалов и в тех же параметрах. В Украине, для зданий с охранным статусом, этот механизм также работает юридически, однако за почти 30 лет независимости таких случаев не было.
Есть статьи, по которым теоретически можно привлечь к ответственности в случае незаконных действий над историческими зданиями. Это, например, статья № 356 Уголовного Кодекса Украины — Самоуправство, по которой и открыли производство по делу о разрушении дома Уткина. Другая — статья 298 — незаконное проведение поисковых работ на объекте археологического наследия, уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия. Она работает в случае, когда происходит разрушение здания, имевшего охранный статус. Согласно ей, предусмотрен штраф, который, однако, не сопоставим с ценами инвестиционных проектов на недвижимость в Киеве. Когда вопрос инвестиционного проекта измеряется несколькими десятками миллионов долларов, то штраф в несколько тысяч долларов — это небольшие расходы. Поэтому случаются такие ситуации, как со сносом дома Уткина на Петлюры.
В Киеве уже около полутора лет работает определенная схема с реконструкцией. Вот несколько свежих киевских примеров:
- Саксаганского, 76 — историческое здание, никаких разрешений, градостроительные условия и ограничения на реконструкцию, приезжают и сносят за день;
- Протасов Яр, 3 — единый разрешительный документ — градостроительные условия и ограничения на реконструкцию, никаких других разрешений, приезжают и сносят здание;
- Симона Петлюры, 29 — градостроительные условия и ограничения на реконструкцию, никаких других документов нет, приезжают и сносят.
Почему появляются ГУО [Градостроительные условия и ограничения — ред.] именно на реконструкцию, а не на другой вид строительных работ? Главная причина в том, что сегодня у нас не утвержден историко-архитектурный опорный план Киева, а без него строительство в центральной части города запрещено. Если строительство запрещено, а строить все равно хочется, надо придумать, как его реализовать. Выход нашли в «реконструкции». Кроме ГУО, по закону надо получить еще и разрешение Минкульта. На практике застройщик это разрешение получать не спешит, зато через некоторое время сносит здание.
Так же было на Саксаганского, 76. Уже после сноса Юрий Таций [заместитель директора Департамента градостроительства и архитектуры КГГА — ред.] пишет, что разрешение давали только на реконструкцию, не на демонтаж. Здесь интересно то, что в ГУО может быть прописано ограничение высоты будущего здания, которое будет достигать до 27 метров (9 этажей вместо 2), как было на Саксаганского, 76.
После незаконного демонтажа начинают искать ответственных. Так, в своих публикациях Минкульт спрашивает, что же делает власть. А городская власть пишет, что вся застройка в центральных исторических ареалах должна согласовываться с Минкультом. Министерство говорит, что ничего не согласовало. Преступление есть, а виновных нет. И это уже далеко не первый случай, а третье или четвертое здание за последние полтора года.
Как киевлянин и юрист могу сказать, что историческое здание нельзя так без согласований демонтировать, однако каждый случай надо разбирать отдельно. Для центрального исторического ареала должно быть согласование от Департамента охраны культурного наследия и Министерства культуры и информационной политики Украины. Кроме того, базово должны быть разрешительные документы на строительство.
По моему мнению, исторические здания, которые нуждаются в реставрации, можно было бы выставлять на аукцион за одну гривню и отдавать по договору концессии на определенных предварительно условиях. Все должно быть прозрачно и четко задокументировано: и будущее использование и реставрационный проект.
Концессия — договор о передаче объекта, который принадлежит государству или территориальной общине, во временную эксплуатацию, строительство, реконструкцию другим государствам, иностранным фирмам или частным лицам.
Это один из возможных сценариев взаимодействия инвесторов и города, в то же время все это урегулировано Законом Украины о концессии. Представьте: центральная часть города, улица Тургеневская, 19, очень не дешевая недвижимость. Для того, чтобы восстановить дом, нужны минимум несколько миллионов. Человек покупает за одну гривню дом из коммунальной собственности, и вкладывает туда, например, миллион евро и реставрирует это здание полностью. Ему не нужно тратить огромные деньги на покупку участка, сносить историческое здание и строить многоквартирный дом, чтобы вернуть все расходы и долги. Зато следующие 50 лет можно спокойно эксплуатировать отреставрированное здание.
Сейчас исторические здания просто не интересны для инвесторов, ведь государство или город за них просят миллионы. Хотя, фактически, город продает не здание, а землю в центре.
Почему именно концессия? Потому что при условии аренды ты имеешь право претендовать на приватизацию объекта. А в условиях концессии ты обязан вернуть здание городу или государству в восстановленном состоянии (через, например, 50 лет эксплуатации). Я знаю и верю в то, что такой подход может приносить доход бизнесу и пользу городу.
Пока киевские застройщики продолжают использовать схему реконструкции, в городе также происходят процессы реставрации исторических зданий. О том, чем одно отличается от другого, и как реанимируют памятники архитектуры, рассказала реставратор Алиса Святына.
Реконструкция — это перестройка введенного в эксплуатацию объекта строительства, предусматривающая изменение его геометрических размеров и функционального назначения, в результате чего происходит изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность и т. д.), обеспечивается совершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и качества услуг.
Реставрация — меры по укреплению (консервации) физического состояния здания, раскрытие наиболее характерных признаков, восстановление утраченных или поврежденных элементов объектов культурного наследия с обеспечением сохранения их подлинности.
Согласно Закону Украины об охране культурного наследия: «достопримечательности, их части, связанное с ними движимое и недвижимое имущество запрещается сносить, изменять, заменять, перемещать (переносить) на другие места». Поэтому нельзя проводить реконструкцию на объектах культурного наследия, поскольку она способствует изменению его геометрических размеров.
Я считаю, стоит навсегда исключить термин реконструкция рядом с реставрацией. Реставрация должна приближать объект к первоначальному виду (или к определенному историческому периоду) и продолжать его физическую жизнь минимум на тот период времени, который он существовал до встречи с нами. Я поддерживаю подлинность материалов на объектах культурного наследия.
Однако, помимо классической реставрации, я положительно отношусь к приспособлению памятников к современному использованию. В такие проектные решения могут входить:
- техническое переоснащение инженерных сетей — устройство вентиляции, кондиционирования, системы отопления, водоснабжения и водоотведения, системы пожарной защиты с обустройством пожарных гидрантов, систем безопасности и связи и электротехнических разделов;
- приспособление чердачных пространств и подвалов;
- приспособление пространства для маломобильных групп населения.
Реставрация — это довольно длительный процесс. Перед началом работ проект должен пройти согласование: от местных органов охраны культурного наследия (для памятников местного значения), либо от Минкульта (для памятников национального значения). Параллельно проект проходит строительную экспертизу и только после разрешения ГАСИ [Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины — ред.], начинаются работы. Согласования занимают 30−45 суток, а экспертиза — еще до месяца.
Например, мы занимались реставрацией дома на улице Бульварно-Кудрявской, 18 — Женская торговая школа имени Терещенко. Проект был разработан нами еще в 2018 году — воспроизводили первоначальный вид фасада, снимали штукатурку и раскрывали кирпичную кладку, реставрировали декоративные элементы. Реставрация заняла около пяти месяцев — с начала работ в мае 2020 года до завершения в октябре 2020 года.
Стоимость реставрации напрямую зависит от характера запланированных работ и от технического состояния памятника. Стоимость комплексных научных исследований (историческая справка, обмерные чертежи, инженерные исследования, научно технологические исследования) рассчитывается по ВСЦНПР-91 [Временный сборник цен на научно-проектные работы по недвижимым памятникам истории и культуры — ред. ] и зависит от объема достопримечательности, времени постройки и категории сложности объекта.
Стоимость научно-проектной документации по реставрации четко определяется ДСТУ Б.Д.1.1−7:2013, а именно, по определенному проценту от общих строительных работ. Другими словами — не зависимо от вида строительства (новое строительство, реконструкция или реставрация) объектов класса последствий СС3 стоимость изготовления проектно-сметной документации одинакова.