Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Ни Адамбай, ни МКС, ни президент не остановят взросление ребенка» — кинокритик о мультфильме «Базз Лайтер»

В интернете казахстанцы подписывают петицию с требованием запретить всю серию фильмов «Келинка Сабина», а актёра и режиссёра Нуртаса Абамбая привлечь к ответственности. Петиция стала ответом на заявления Адамбая о том что мультфильм «Базз Лайтер» пропагандирует гомосексуальные отношения. Из-за этого показ картины в кинотеатрах Казахстана отменили. Журналист Baigenews.kz поговорила с кинокритиком Каримом Кадырбаевым о том, к чему приведет цензура, как изменились взгляды и фильмы Нуртаса Адамбая за последние годы, может ли Казахстан полностью обеспечить кинотеатры отечественным контентом и есть ли секс в родном кинематографе.

«Человек привык на что-то дурно пахнущее кидаться очень быстро»

– Нуртас Адамбай написал: «Представители ЛГБТ могут жить, как хотят, и заниматься чем хотят, но не нужно демонстрировать это нашим детям в общественных местах, коими являются кинотеатры». С точки зрения традиционного общества, в чём он не прав?

— Общественное место общественному месту – рознь. У меня тоже в комментариях один человек написал следующее: представьте себе, что у вас во дворе завёлся человек, который гадит на улице, а все такие либералы говорят, что вот такой он человек, мы не имеем право его гнобить. При этом двор и кинотеатр – это разные места. Через двор ты обязан, так или иначе, проходить мимо со своими детьми, как минимум, два раза в день. Кинотеатр – это общественное место, место культуры, место развлечений. У тебя есть право ходить туда или не ходить. Кроме того, сейчас в Казахстане, по-моему, не осталось однозальных кинотеатров. Ты можешь прийти и выбрать любой другой фильм. У тебя есть возможность ходить или не ходить. Условно стрип-бар это ведь тоже общественное место, но ты туда не ходишь с детьми.

– Или любой бар, наверное…

– Ну да. Есть места, куда ходят взрослые люди, есть места, куда ты ходишь с детьми, есть места, куда ты ходишь с детьми и берёшь ответственность за то, что они там увидят.

– Но мы всё-таки не забываем, что речь идёт о мультфильме, а не о фильме. Изначально это картина для детей…

– Давайте не будем путать, Pixar всё делает для семейного просмотра. Ты не обязан сводить своего ребенка на этот мультфильм. Соответственно, ты можешь его водить, можешь не водить. Я больше скажу, большинство мультфильмов для семейной аудитории, тот же «Шрек», имеют очень много намёков на секс. В первой части есть шутка: «Смотри, какой большой дворец, он походу компенсирует то, что у него маленькое». И это проговаривает Шрек, главный герой, вслух. Дети эту шутку не считывают, взрослым она нравится. Но думаю, что никто из этого перепалку не создавал.

– То есть сейчас это всё-таки какой-то хайп, способ пропиариться или нас, действительно, от чего-то отвлекают?

– Я в теорию «нас от чего-то отвлекают» не верю, потому что человек в принципе привык на что-то дурно пахнущее кидаться очень быстро. Думаю, что Нуртас в силу его последних изменений в течение года решил напомнить о себе той аудитории, которая ходила на его фильмы. Поскольку новыми фильмами он удивить уже не может, а старые ему как бы ни с руки рекламировать, потому что они сильно противоречат его религиозным убеждениям на данный момент. «Келинку Сабину» он выпустил достаточно спокойно и тихо, у фильма не было широкой рекламы. Более того, скажу, что они не проводили премьерный показ, когда обычно зовут блогеров, актёров для того, чтобы вызвать широкую огласку. Нуртас далёк от светских мероприятий и решил не проводить.

– Когда вышла последняя «Келинка»?

– В марте этого года. Но он снял её в допандемийные времена. Он мог бы её выпустить весной 2020 года, а вышла она весной 2022-го. За это время у него сильно поменялась жизнь и приоритеты. Я ни в коем случае не осуждаю его религиозные убеждения. Его право исповедовать, проповедовать всё, что он хочет, он может говорить, что он против этого мультфильма. Но когда он начинает писать какие-то письма президенту, обращаться в министерство культуры. Он путает такие вещи как культура и бизнес. Хотя кино и мультфильмы относятся к тому и к другому, но он большую свинью подложил кинотеатрам, которые сильно рассчитывали на семейную, детскую аудиторию в этот период. Сильно было почищено поле прокатное. Предыдущий блокбастер выходил за две недели до этого. И кинотеатры лишились большой выручки.

– Много прокатчики потеряли?

– Ну нет же системы, где это всё можно посмотреть. Я считаю, что много. Disney – это всегда большое количество сеансов, промо, персонажей знакомых и любимых многими.

– А учитывая тот факт, что они кое-как пережили пандемию…

– Вот именно. Потом он начал говорить о том, что нужно запретить «Тор». При том, что у «Тора» категория 12+. Я смотрел «Тора». В одной сцене, где Валькирия, бисексуалка, строит глазки девушке, которая сидит с Расселом Кроу, и та очень живо на это реагирует. Вторая сцена – Корг, каменный воин с другой планеты, рассказывает о жизни со своим партнёром. У него партнёр — мужчина, поскольку у их расы нет самок. Они размножаются не половым путем – они держаться за руки и так у них появляются дети. Никакого сексуального подтекста нет.

«Казахстан не арабская и не коммунистическая страна»

— До этого момента в казахстанский прокат выходили какие-либо картины, в которых были намёки, связанные с ЛГБТ?

– Конечно, в каждой комедии есть намёки на персонажи. Например, шёл в прокате «Назови меня своим именем».

– И до этого никаких выступлений против не было?

– Нет. Похоже, Нуртас почитал новости о том, что в арабских странах запретили мультфильм «Базз Лайтер». Но он не понимает, что мы не арабская страна и не коммунистическая. Мы не Китай и не Кувейт или ОАЭ. Да, там законодательство опирается на шариат. Но у нас светское государство.

– Сейчас многие говорят: «Неужели не могли трёхсекундную сцену вырезать?»

– Не могли. Это ведь не ЛГБТ-пропаганда. Это равенство. Disney как одна из авторитетнейших компаний с точки зрения воздействия на общественное сознание транслирует точку зрения. А точка зрения такова: мы должны всем миром быть терпимыми и уважительными ко всем слоям общества. Если сейчас будут вырезать сцены ЛГБТ, то завтра, условно, какие-то расовые вопросы. Это и называется цензура. Вырезать неугодные моменты, чтобы соответствовать предпочтениям каких-то отдельно взятых людей в какой-то отдельной стране. Можно дойти до абсурда. Могут вырезать одну сцену, вклеить туда другую.

– Таким образом не пытаются сократить в кинотеатрах прокат голливудских фильмов, чтобы было больше казахстанских фильмов. Способен ли наш кинематограф дать столько контента?

– У нас есть прекрасный пример России, которая с марта сидит без блокбастеров. У них закрылось уже около 25 процентов кинотеатров. У других из 8-12 залов работают четыре, остальные открываются в выходные. У них нет сейчас блокбастеров российского производства, которые могут вытянуть хотя бы один месяц. Казахстанское кино не способно вытягивать весь кинобизнес на своих плечах. Да, люди смотрят наше кино, но хорошо, если это будет 20 процентов от всего вала денег, которое идёт в кино.

Теперь про теории заговора. Забавно, что этот скандал с ЛГБТ всплыл у нас сейчас, потому что в России был предложен законопроект о том, чтобы тема ЛГБТ не поднималась в принципе. Об этом начали сейчас говорить продюсеры российского кино.

– В российском кино тема ЛГБТ особо не представлена…

– В сериалах была представлена. Теперь же они решили убрать и это. Нуртас Адамбай выпустил пост, где считает, что, мол, Россия молодцы, надо так же. При этом всё происходит в очень сложное политическое время, когда даже наш президент говорит о том, что мы не разделяем все, что происходит в России. Мне кажется, что Адамбай сейчас сильно себе по коленкам стреляет своими высказываниями, тем более, опираясь на опыт России.

– Ты писал о том, что у нас есть такой фильма как «Кайрат – чемпион, девственник номер один». Мы были совсем юные. Он шёл где-то в кинотеатрах?

– Тогда он тоже вызвал много скандалов, но скандалы эти были по другому поводу. Тогда же общество было с более традиционными взглядами. С каждым годом оно становится более раскрепощенным и более свободным. В 90-х кино было абсолютно свободным. Вопрос сексуальной раскрепощённости в кинематографе был в том же самом фильме Дарежана Омирбаева, в фильмах казахской новой волны было много женской обнажёнки. Женщины ходили полностью голыми. Это не считалось зазорным и стыдным – авторское кино, так и должно быть. В фильме «Фара» был ЛГБТ-персонаж, его играл Олег Беричев. Он был трансвестит и гомосексуал. Он был помощником главного злодея. Был момент, когда спокойно ко всему этому относились. Потом началась повальная исламизация. Нам всем начали говорить везде: «уят, уят, уят». «Кайрат – чемпион, девственник номер один» — объективно плохое кино. Оно очень дурно сделано, плохо написано и отвратительно сыграно. Это была одна из первых комедий у нас.

О чём снимают казахстанское кино


– 30 лет казахстанскому независимому кино. Как за эти годы казахстанское кино менялось?

– Радикально менялось. В 90-е оно было за счёт частных денег, снималась казахская новая волна, потом были нулевые – период малокартинья. Деньги вроде появлялись. Вбухали огромное количество денег в «Кочевника». В 2008 году в «Казахфильм» пришёл Ермек Аманшаев и начал активно продвигать идею о том, что нам нужны новые имена, новые лица. Появился к 2010 году «Сказ о розовом зайце», а затем «Келин», «Ликвидатор», «Рэкетир». В 2007-2008 годах начали появляться частные продюсеры и «Казахфильм» начал подниматься.

– Удивительно, что в казахстанском кино началось развитие, когда был мировой кризис.

– У нас всё по-другому. Начали вбухивать в культуру, шоу-бизнес. Частные компании начали появляться. Нуртас Адамбай снял «Келинку Сабину» и заработал много денег. Баян Алагузова (Есентаева) сняла и заработала много денег. Так и стартануло.

– Если взять последние три года, какие основные темы казахстанского кино?

– Казахи за рубежом, извечная тема про то, как женить великовозрастного балбеса в исполнении какого-то квнщика или певца, который в 38 лет пытается отыгрывать 24-летнего парня, и келин. Такие у нас темы.

– Люди ходят на казахстанское кино?

— Довольно много. Сейчас если пойти на какой-нибудь голливудский фильм, в зале будут сидеть 15 людей, на казахстанском — человек 40.

– Может весь этот скандал разразился потому, что у нас нет полового воспитания в школах?

– Элементарно, у нас не учат предохраняться. Научите детей тому, что секс есть. Придёт время, и ты будешь им заниматься. У нас же будут отрицать тему секса, потом их дочь в 14 лет приносит ребенка и это становится для семьи позором. Не учат тому, что нужно уважать себя, не допускать насилия со стороны партнёра.

Здоровая нация должна быть здоровой психически и ментально. Единственное, что не сможет сделать ни Нуртас Адамбай, ни министерство культуры и спорта, ни президент Казахстана – остановить взросление ребенка. Он будет взрослеть, хочешь ты этого или нет. Единственное, что ты можешь сделать, это объяснить ребёнку, что он взрослеет и у него будут возникать другие желания.



Источник

Оцените
Больше в Шоу Биз и культураБольше записей в Шоу Биз и культура »