Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Сегодня Григорию Горину исполнилось бы 70

Драматургу Григорию Горину, автору сценариев таких всенародно любимых фильмов, как «Тот самый Мюнхгаузен», «О бедном гусаре замолвите слово», пьес, по которым были поставлены многие лучшие спектакли «Ленкома» и Театра Сатиры, сегодня исполнилось бы 70 лет. О замечательном писателе — культурный обозреватель радио Вести ФМ Григорий Заславский.

 

Честно говоря, очень трудно укладывается в мозгу, что Горина уже нет с нами почти десять лет и что сегодня ему исполнилось бы всего только семьдесят. И еще: его нет уже десять лет, а мы продолжаем мыслить цитатами из его пьес, сценариев, по которым были сняты фильмы, — некоторые сняты уже больше 30 лет назад, а их любят и цитируют все новые и новые зрители.

 

Хотя часто Горина представляли именно как автора юмористических рассказов, думается, в умах тех, кто верстал в те далекие годы эфиры и всяческие печатные издания, Горин проходил как сатирик: ну, не может такой человек (сразу видно, что умный) не держать фигу в кармане. Наверняка еще думали, что и дикция у Горина такая неважная – специально, чтобы они не разобрали, какую крамолу он произносит в обход цензуры.

 

И не зря: разумеется, в герое Басилашвили из «Бедного гусара» видели совсем не агента царской охранки и удивлялись искренне: как такое могли разрешить, когда на дворе – 1980 год!? Но когда кончилась советская власть, многие сатирики захлебнулись, а Горин – нет. Он был, если можно так сказать, шире сатиры и не одним юмором шит.

 

Как многие хорошие русские писатели, Горин по первой специальности – врач, после окончания института несколько лет даже поработал на скорой помощи. А потом начал писать рассказы, фельетоны и заведовал не просто замечательным – легендарным в те годы отделом юмора журнала «Юность», где писал под именем Галки Галкиной.

 

Для «Ленкома» он был, конечно, не всем, но как в марксизме, так и в «Ленкоме» было три источника, три составные части: Марк Захаров, художник Олег Шейнцис, а первым источником вдохновения их обоих был, конечно, Григорий Горин. Ну и конечно, фильмы Захарова — они почти все по Горину. Также и Театр Сатиры, как говорит Александр Ширвиндт, был глобально связан с Гориным.

 

Когда умер Горин, театральные юбилеи, такое впечатление, стали скучнее. Горин, к слову, написал по мотивам Шолом-Алейхема для «Ленкома» пьесу «Поминальная молитва». У другого бы вышла простая инсценировка, и такие уже были не раз, а Горин – он был соразмерен Шолом-Алейхему, понимал его не только, скажем так, в силу общих национальных корней, а потому еще, что в Горине была та же ироничная веселость. И не меньше – философской печали.

 

Когда Горин умер, жалко было, конечно, всем, но как минимум два театра осиротели навсегда – Сатиры и «Ленком». Для «Ленкома» он не успел закончить «Шута Балакирева», пьесу о веселом парне, который жил во времена Петра Великого и Екатерины. Премьера вышла уже после смерти Горина. Вторая часть разворачивается на том свете. Петра играл Олег Янковский. Было такое впечатление, будто бы автор что-то успел узнать о потустороннем мире. И можно вообразить, что Горин ушел, потому что ему надо было собственными глазами увидеть то, о чем он собирался писать. Жаль, смешит он теперь не нас. Смешит, не теряя грустного и одновременно чрезвычайно лукавого блеска в глазах. Вот уже десять лет. 

40fb5693d544c9db3c3d8334c7169882.jpg

240

Оцените