Знаменитую телеведущую отстранили от участия в церемонии вручения премий «ТЭФИ» и «Муз-ТВ». Кроме того, она не будет вести международный конкурс молодых исполнителей «Новая волна» в Юрмале. Решение принял лично глава ВГТРК Олег Добродеев.
Отстранение Собчак от участия в церемонии вручения премии «Муз-ТВ» оказалось тем более скандальным, что реклама этого шоу с фото Ксении уже висят по всей Москве. Телеведущая вела это шоу несколько лет подряд и стала его лицом. Официально телеканал отказался комментировать свое решение. Однако из неофициальных источников, близких к организаторам премии, стало известно, что отстранение Собчак не является политическим заказом, передает РСН. Но церемония вручения премии транслируется в прямом эфире, и организаторы мероприятия побоялись, что ведущая может выступить с «неудобным» высказыванием или задать кому-то «неуместный» вопрос.
Что же касается премии ТЭФИ, то, как рассказала журналистам сама Ксения, ее заявление о том, что она исключена из состава участников, вызвало переполох у организаторов. «Мне позвонил Феликс Михайлов (режиссер-постановщик церемонии вручения премии ТЭФИ — Ред.), которого я, действительно, очень хорошо знаю, мы много с ним работали, и сказал мне, что это его личное решение, и никто его не просил меня вычеркивать из списков вручантов, что на самом деле, просто изменилась концепция церемонии. Я ему говорю, но если это твое личное решение, поменяй его, пожалуйста, потому что в этот раз мне очень важно вручить на ТЭФИ именно эту премию. Феликс мне сказал: хорошо, я тебе вечером, перезвоню и все скажу. И больше он мне не перезвонил».
Собчак и прежде выступала в амплуа «скандальной теледивы». Но до недавнего времени ее провокационные выходки не вызывали ужаса, а скорее приветствовались. Ее любили воротилы местного шоубизнеса, журналисты и изрядная часть аудитории. Но все изменилось после того, как журналистка присоединилась к «белому движению».
Ее дебют на проспекте Сахарова 24 декабря вряд ли можно назвать удачным — 100-тысячная толпа освистала «крестную дочь Путина». Столь же «теплого» приема удостоился тогда и бывший министр финансов Алексей Кудрин. Изгнанный Дмитрием Медведевым из кабинета министров за непочтительность, он решил попробовать себя на оппозиционной трибуне. К чести для слабого пола, Ксения Собчак повела себя более мужественно. Она не испугалась свиста и не отшатнулась от «белого движения».
Потом был ее знаменитый вопрос Чулпан Хаматовой (те, кто возмущается «хамством» Собчак, почему-то проглотили «ублюдков и бездельников» от Евгения Миронова), передача «Госдеп» на MTV, в панике закрытая (молодежь может знакомиться с политикой только на Селигере!), работа наблюдателем на выборах 4 марта, поездка в Астрахань и другие акции.
Аналитики до сих пор ломают головы над причинами, по которым Ксения Анатольевна внезапно увлеклась оппозиционной политикой. Некоторые думают, что девушку неожиданно обуяла тяга к высшей справедливости. По мнению других, она поняла, что достигла потолка в роли «гламурной тусовщицы номер один в России», а точнее, переросла эту роль, и решила попробовать себя в политике. Благо «медийного капитала» у нее больше, чем у иных политиков федерального уровня.
Последнее подтверждается математически. «Яндекс» выдает по запросу «Ксения Собчак» 5 млн ответов. Это больше, чем у Зюганова, Жириновского, Немцова или Навального.
Для конспирологов она — «троянская кобыла», которую Кремль внедрил в оппозицию, чтобы скомпрометировать гражданское движение в глазах «простого народа». Однако события в Астрахани наглядно показали: участие Собчак способствовало популяризации протестного движения.
То, что телеведущую многие знают и вполне искренне любят, для иных оппозиционеров было открытием. «А что, думали, что Собчак как столичную выскочку, жирующую за счет нищей провинции, забьют монтировками суровые астраханские пролетарии, — пишет Елена Боровская в статье «Ксенофобия Собчак». — Забьют, а брюлики награбленные в ломбард снесут? Увольте. Оглянитесь вокруг. Видите, вон «зомбоящик» стоит. Какой сейчас год? Это для столичных снобов Собчак может ассоциироваться с эталоном пошлости, когда пресловутый «Дом-2» застит все прочее. А для народа, как показывает астраханский опыт, она мало отличается от ведущей «В гостях у сказки». Так же как и тетя Валя, Ксюша Собчак — фея, чья волшебная палочка — вышка телевизионного ретранслятора. Мир настолько уныл, что не важно, плохая она или хорошая, — важно, что фея. И важно, на что она использует свою силу».
Должно быть, наверху решили, что «фея» использует свою силу некошерно, и решили укоротить ее палочку. Если, предположим, сократить присутствие Собчак в «зомбоящике», то и ее влияние на пока аполитичную аудиторию можно уменьшить до безопасных величин. Вон, Алексей Навальный лидирует по всем рейтингам «в этих ваших интернетах». Но у нас пока что лидирует «зомбоящик».
Сама Ксения воспринимает происходящее с юмором. «Не успел Медведев передохнуть после саммита восьмерки, как его отправили вести премию Муз-ТВ», — пишет она в микроблоге. И далее: «Звонил хозяин Муз-ТВ, посоветоваться. Спрашивал, кто такой Владимир Соловьев и сможет ли он провести «с огоньком» молодежную премию?» («Екатерина Андреева и Глеб Пьяных смогут — подсказывает «146-ный россиянин»).
«Особая буква» попросила прокомментировать ситуацию вокруг Ксении Собчак рядовых участников акций протеста.
«До тех пор пока Собчак не пришла в оппозицию, я к ней относ как к дочке бывшего начальника Путина, — говорит Вячеслав Мурашов, активист «Левого фронта». — Я был приятно удивлен, когда она попала в оппозиционное движение. До сих пор непонятно, зачем ей это надо. Девушка как сыр в масле каталась. Конечно, она делает это не без пиара. Но то, что она пришла в оппозиционное движение — это хорошо».
Активист напомнил, что Собчак, в частности, помогла с обустройством лагеря «ОккупайАбай».
«То, что ее закрывают по медиа — это минус, — убежден Мурашов. — Получается, у нас вроде как свобода слова, а вроде как ее и нет. Каждый имеет право высказывать свою точку зрения».
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Александр Газов