Михаэль Ханеке, ставший фаворитом критиков в самом начале Каннского фестиваля, в итоге оказался еще и фаворитом жюри — ему присудили Золотую пальмовую ветвь за фильм Любовь (LAmour), где Жан-Луи Трентиньян играет человека, который обещает оставаться со своей женой до самого конца и сдерживает свое обещание
«История, которую я рассказываю, — это повторение в художественной форме того обещания, которое я дал своей жене. Не бросать друг друга, если мы окажемся в сходной ситуации. Мне довелось пережить болезнь и смерть родных, я знаю, о чем говорю. Именно после этого я затеял свой фильм», — признался 70-летний победитель журналистам.
Нынешняя Золотая пальма — далеко не первая каннская награда этого режиссера. Золотую пальмовую ветвь он уже получал в 2009 году за Белую ленту, в 2001 году удостоился гран-при за Пианистку, а в 2005 году Скрытое принесло приз за режиссуру.
Называя имя победителя, председатель жюри Нанни Моретти особо отметил, что награду заслужил не только режиссер, но и актеры. Однако, как он позже пояснил журналистам, Золотая пальмовая ветвь подразумевает, что никаких менее крупных наград картине достаться не может, поэтому ни Трентиньяну, ни Рива не досталось призов за сыгранные ими роли.
Блоги: Канны-2012. Ханеке, Любовь с большой буквы и возвращение Трентиньяна. Блог Юлии Мак-Гаффи на Корреспондент.net
Сам Трентиньян признался, что приз следовало бы разделить на множество частей, чтобы досталось и актерам, включая игравшую дочь пожилой супружеской четы Изабель Юппер, и режиссеру, и продюсерам, и всем прочим участникам съемочной группы.
Реальность, превзошедшая ожидания
Фильм Маттео Гарроне Реалити (Reality) ни в чьих фаворитах не числился, поэтому появление итальянского режиссера на красной дорожке стало для всех сюрпризом, а вручение ему гран-при сопровождалось свистом в зале. Гран-при, кстати, стал вторым за карьеру Гарроне: первый он получил в 2008 году за куда более единодушно принятую Гоморру.
Реалити — история про владельца рыбной лавки по имени Лучано, который по настоянию детей проходит пробы на участие в шоу Большой брат и сходит с ума, ожидая звонка продюсеров из Рима.
Фильм кажется сатирой, но сам режиссер считает его современной сказкой. Исполнителю главной роли Аньелло Арене о каннской премии предстоит узнать позже всех — актер отбывает 20-летний срок в тюрьме города Вольтерры и на фестиваль его не отпустили.
После мрака — премия
Приз за режиссуру получил фильм, которому французские критики присвоили самый низкий рейтинг, — После мрака свет (Post tenebras lux) мексиканца Карлоса Рейгадаса.
Как признался Моретти, вокруг этого фильма в жюри шли бурные дискуссии. Часть судей — в первую очередь британский режиссер Андреа Арнольд — оценили новаторский киноязык Рейгадаса, но многим двухчасовое повествование с неясным сюжетом и размытым по краям изображением показалось чересчур экспериментальным.
«Прежде всего я благодарен зрителям, которые смотрели мой фильм душой и сердцем. Прежде всего я стараюсь делиться тем, что чувствую», — заявил журналистам Рейгадас, уже получавший пять лет назад каннскую премию жюри за Безмолвный свет.
Доля Лоуча
На сей раз приз жюри достался британцу Кену Лоучу за Долю ангелов (The Angels Share) — трагикомедию про люмпенов из Глазго, которые становятся на путь истинный благодаря общественным работам и виски.
Свою награду он посвятил «тем, кто в эти трудные времена сопротивляется сокращениям бюджета, урезаниям ставок и приватизациям»: режиссер, чьи картины всегда отличались социальной заостренностью, утверждает, что злом являются не преступники, которые воруют и дерутся, а капиталисты, которые не дают этим людям устроиться на работу.
«Люди, которых я описываю, обладают неисчерпаемым оптимизмом и силой духа. Если хранить верность их характеру, приходится снимать о них комедию, потому что у них отличное чувство юмора», — отметил режиссер.
Кто виноват
Не меньшей социальной направленностью отличался фильм, получивший сразу три Золотых пальмы — за сценарий и две главных женских роли: За холмами (Dupa Dealuri) Кристиана Мунджу, чьи Четыре месяца, три недели и два дня были главной сенсацией фестиваля 2007 года.
Фильм Мунджу основан на реальной истории о том, как в одном маленьком монастыре на востоке Румынии загубили девушку, изгоняя из нее злых духов. Журналистка Татьяна Никулеску написала об этом случае книгу, а Мунджу превратил ее в сценарий, постаравшись показать всю сложность мотивировок персонажей.
«Эта история — не про экзорцизм, а скорее про наше сегодняшнее общество. Про то, что и религиозные, и светские власти могут ошибаться: одни — творя зло во имя добра, вторые — воздерживаясь от любого вмешательства, чтобы не навредить», — объяснил он.
Кроме того, «это история о разных видах любви и о том, на что люди готовы пойти во имя любви».
«Это невероятно сложно устроенный и невероятно втягивающий в себя фильм», — заявил журналистам член жюри, режиссер Рауль Пек.
Для Кристины Флютур и Космины Стратан, сыгравших двух подруг — послушницу и жертву экзорцизма — и награжденных за это Золотыми пальмами, фильм Мунджу стал кинодебютом.
Кристина прежде играла только в театре, а Космина, которая познакомилась с Мунджу, когда пришла брать у него интервью несколько лет назад, еще не закончила актерскую школу. Обе признались, что роли были эмоционально очень изматывающими, однако режиссер руководил ими заботливо и деликатно.
Примерно той же теме — «кто виноват» и «что делать» — посвящен фильм Томаса Винтерберга Охота (Jagten), который принес Золотую пальму исполнителю главной роли, датскому актеру Мэдсу Миккельсену, недавно получившему еще и почетный Еврооскар за актерскую карьеру.
Миккельсен играет воспитателя детского сада, которого по злосчастной случайности обвиняют в педофилии.
Актер признался, что вернулся в Канны на закрытие фестиваля как представитель Томаса Винтерберга, который не мог оказаться во Франции, так как у него родился ребенок, и в любом случае посвящает свою награду режиссеру, так как в столь тонком фильме невозможно было плохо сыграть.
Сам Винтерберг удостоился в Канне премии экуменического жюри.
Прочие дебюты
Лучшим дебютантом Каннского фестиваля-2012 признали американца Бена Зайтлина, чьи Звери дикого юга (Beasts of the Southern Wild) участвовали в параллельной программе Особый взгляд, а еще прежде стали главной сенсацией Санденса.
При этом победы в Особом взгляде Зайтлину не досталось — жюри во главе с Тимом Ротом признало лучшим фильмом этой программы После Лусии (Despues de Lucia) Мишеля Франко.
Лучшей короткометражкой признали Молчание (Sessiz-be-Deng) турецкого режиссера Резана Есилбаша.
В конкурсе дебютов победила москвичка Таисия Игуменцева со снятым в качестве дипломной работы во ВГИКе фильмом Дорога на.
Награда, которую Игуменцевой вручил Жан-Пьер Дарденн, стала единственной российской «Золотой пальмой» в этом году. Фильм Сергея Лозницы В тумане, участвовавший в основном конкурсе, удостоился лишь приза FIPRESCI.
Фильм Леоса Каракса Holy Motors, за который болели многие критики, не получил в итоге никаких наград.
Использованы материалы Korrespondent.net