Канадский режиссер Дэвид Кроненберг (David Cronenberg) показал в пятницу, 25 мая, в основном конкурсе 65-го Каннского кинофестиваля свой новый фильм Космополис (Cosmopolis) — историю про власть денег и ее крушение.
Космополис — экранизация апокалиптического романа Дона Делилло, где речь идет о 28-летнем миллиардере по имени Эрик Паркер (его играет звезда Сумерек Роберт Паттинсон), с утра внезапно решающем отправиться к парикмахеру на другой конец Нью-Йорка. По дороге, растянувшейся на весь день, он рассуждает о том, где ночуют лимузины и почему юань не оправдывает прогнозов, расстается с женой (Сара Гэдон), занимается сексом с несколькими посторонними женщинами, в том числе с арт-дилером в исполнении Жюльетт Бинош, оказывается посреди демонстрации антиглобалистов, предлагающих заменить все мировые валюты крысами, получает тортом в лицо от художника-акциониста в исполнении Матье Амальрика. В итоге он теряет состояние и ждет, что его убьют.
Трейлер к фильму Космополис
«В начале нового тысячелетия на улицах Нью-Йорка внезапно появилось множество длинных белых лимузинов. Манхэттен — единственное место на Земле, где они еще могут передвигаться по улицам. Меня завораживало то, как они с трудом преодолевали повороты, тормозя все движение вокруг, и в конце концов я решил написать роман про человека в лимузине. Так все началось», — рассказал журналистам в пятницу Дон Делилло.
Дэвид Кроненберг был настолько увлечен идеей экранизации романа, что написал сценарий фильма за 6 дней. «Деньги — это очень важная тема, которую реально я никогда не затрагивал. Власть денег и то, как они формируют облик современного мира. Мне не нужно было специально заниматься сбором информации о мире финансов. Его представители — сплошь и рядом».
Он добавил, что написал так быстро сценарий, потому что у Делилло «абсолютно блестящие диалоги, которые совсем не надо было менять».
Большая часть действия происходит внутри лимузина.
Блоги: Второе пришествие Лозницы, или выпускник KПИ снова в основном конкурсе Канн. Блог Юлии Мак-Гааффи на Корреспондент.net
«Это полностью изолированное от внешнего мира, полностью контролируемое пространство, куда Эрик Паркер заставляет заходить всех, кто имеет с ним дело. Он объясняет, что лимузин прустирован, то есть обит пробкой, как комната Пруста, и не пропускает никаких звуков. Мои звукотехники очень нервничали по этому поводу», — рассказал Кроненберг.
Легко сказать, что персонаж Роберта — вампир, пьющий кровь Уолл Стрит. Но актер не может сыграть абстрактный концепт. Это настоящий персонаж со своим прошлым. Cosmopolis ассоциируется с призраком капитализма. Мы практически дословно цитируем манифест Карла Маркса
«Легко сказать, что персонаж Роберта — вампир, пьющий кровь Уолл Стрит. Но актер не может сыграть абстрактный концепт. Это настоящий персонаж со своим прошлым. Cosmopolis ассоциируется с призраком капитализма. Мы практически дословно цитируем манифест Карла Маркса», — отметил он, говоря о роли Паттинсона.
Сам актер признался, что перед съемками фильма «провел две недели в номере отеля, размышляя о персонаже, и не знал, что делать дальше».
«Тогда я пошел к Дэвиду, чтобы поговорить о фильме. Он мне сказал: «Начнем, а там видно будет!» К этой роли было невозможно подготовиться, как к любой другой. Мне понравился сценарий, потому что он был очень лиричен. Казалось, что мы пели песню. В фильме показан бессмысленный мир, нуждающийся в очищении», — заявил Паттинсон.
Кроненберг напомнил, что роман был написан в самом начале тысячелетия, в 2003 году. Можно сказать, что режиссер предугадал общественные тенденции, учитывая недавние события, например, движение Occupy Wall Street, зародившееся осенью 2011 года как мирный протест против злоупотреблений финансового капитализма.
«Я очень странно себя чувствовал, когда после целого дня съемок фильма, где толпы протестуют против капиталистов на улицах Нью-Йорка, я возвращался домой, включал телевизор и смотрел новости про движение Occupy Wall Street. Было такое ощущение, что мой художественный проект внезапно превращается в документальный. Но это абсолютная случайность», — отмечает Кроненберг.
В одной из сцен Космополиса на гигантском рекламном экране мерцает фраза «Призрак бродит по миру — призрак капитализма».
«Отсылка к Марксу очень важна. В Манифесте коммунистической партии у Маркса речь идет о модернизме — об эпохе, когда капитализм достиг такой степени развития, что скорость, с которой общество двигалось вперед, сделалась невыносимой для большинства людей, и наступило царство непостоянного и непредсказуемого. Он писал это в 1848 году! И именно это мы видим в фильме. Я часто задумывался, что бы Маркс сказал о моей картине, многие вещи в ней он предугадал», — пишет Кроненберг в режиссерском комментарии к картине.
В своих фильмах Кроненберг часто обращался к вопросу современного общества, создавал неординарных волнующих персонажей. Жестокость представлена как размышление о взаимоотношениях с обществом и с самим собой. Персонажи нередко сложны и неоднозначны, как в фильмах Порок на экспорт или Оправданная жестокость. Они задают вопросы себе и миру, и это захватывает зрителей.
Снимая фильм, режиссер полагался на интуицию в руководстве актерами. Его манера «целиком основана на ощущениях, а не на идеях», считает Роберт Паттисон. Выбранная тема заставляет задуматься о тенденциях развития общества, в то время как стиль фильма основан на смешении жанров, чтобы ярче передать ощущение тревоги.
«Дэвид Кроненберг часто отходил, чтобы просмотреть только что отснятый материал. Обычно режиссеры без конца задают нам вопросы и быстро устают. Дэвид нас слушает. Он все замечает. Работая с ним, нужно быть очень внимательным!», — рассказал звезда Сумерек о работе с режиссером.
Сам Кроненберг отмечает, что последние двадцать две минуты фильма похожи на театральную постановку.
«Это короткометражный фильм в фильме. Камера то приближается, то удаляется от актера. По моему мнению, в кино должно говорить человеческое лицо. Я возвращался в свой фургон и пересматривал отснятые кадры, освещение… Я следил за мельчайшими деталями. Этот фильм было непросто снимать», — признался он.
Напомним, что 65-й Международный Каннский кинофестиваль открылся 16 мая и будет проходить до 27 мая 2012 года. В основную конкурсную программу вошли 22 фильма. Украина в конкурсе не участвует, однако в рамках Каннского кинорынка работает Украинский павильон, который представил публике три новых отечественных фильма: киноальманах У каждого свой Чехов, ленту Чемпионы из подворотни режиссера Ахтема Сеитаблаева и фильм ТотКтоПрошелСквозьОгонь режиссера Михаила Ильенко.
Сегодня, 25 мая, в 16:00 в Большом Театре Люмьеров состоялся официальный показ нового фильма украинского режиссера Сергея Лозницы В тумане, который попал в основную конкурсную программу кинофорума.Использованы материалы Korrespondent.net