В украинском правительстве снова заговорили о льготах. На этот раз министр регионального развития, строительства и ЖКХ Виктор Тихонов заявил о необходимости изменения механизма предоставления льготного проезда в общественном транспорте. Так, вместо компенсации перевозчикам за проезд льготников предлагается введение адресной помощи гражданам, имеющим право на бесплатный проезд.
Вопрос о монетизации льгот поднимался уже неоднократно. Похоже, что даже провал аналогичной реформы в России не сможет заставить чиновников не думать о том, что делать с таким количеством льготников и где взять на них деньги.
Но выгодна ли на самом деле монетизация льгот, как нас хочет убедить правительство? Если да, то кому именно, и кто пострадает от их введения? На эти вопросы «Экономическим новостям» ответили директор Института трансформации общества Олег Соскин и директор социальных программ Центра им. Разумкова Людмила Шангина.
«Монетизацию льгот на проезд нужно проводить. Бюджет не может брать на себя функции компенсации проезда, это советская практика. И, как бы это не было больно, но пенсионеры должны платить полную стоимость проезда. Другое дело, что на переходной период им можно будет выдавать так называемые проездные документы и через проездной документ будет гораздо легче осуществлять компенсацию компаниям, предоставляющим услуги общественного транспорта. Можно попробовать свести расходы на уровень местных бюджетов, и пусть каждая община принимает соответствующее решение, или выдавать проездное, или деньги», — говорит Соскин, добавляя, что льготы на проезд должны иметь только инвалиды и неработающие пенсионеры.
Шангина, в свою очередь, уверена, что монетизация льгот будет выгодна гражданам только в том случае, если расчеты сумм льгот необходимо проводить в интересах самих льготников.
«Обезличивание льгот – несомненно, негативное явление. Если будут производиться расчеты по аналогии с расчетами прожиточного минимума, то для граждан будут только одни «минусы», поскольку льготники практически лишатся возможности пользоваться общественным транспортом, — отмечает она. — Если они будут произведены исходя из потребностей групп людей, имеющих право на льготы, а практика пользования этими группами граждан общественным транспортом будет учтена в полной мере, тогда для людей это будет «плюс».
Шангина также считает, что прежде чем проводить монетизацию, необходимо пересмотреть группы граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте. Кроме того, следует провести исследования, сколько и каким транспортом больше всего пользуются льготники. И возможно, что делить льготников нужно даже по месту проживания, ведь бабушке в глухом селе, которая за пределы деревни никуда не выезжает и скупается исключительно в соседнем магазине намного нужнее живые деньги, нежели бесплатный проезд в общественном транспорте, которым она не пользуется. А в городах ситуация противоположная — пенсионеры намного чаще пользуются общественным транспортом и нередко имеют подработку и ездят в пригород на дачу.
«Главное в данном случае, чтобы государство при расчетах исходило из интересов граждан. Тогда можно найти оптимальный путь решения данного вопроса. Если же расчеты будут исходить из проблем бюджета, то получится как с прожиточным минимумом — нечто, за что жить нельзя. И тогда граждане получат монетизированные льготы, которые будут абсолютно неэффективны для них. И вполне возможно, что люди будут вынуждены отказаться и от льгот, и от поездок», — подчеркнула «Экономическим новостям» Людмила Шангина.
Эксперты разошлись во мнении относительно источника монетизации льгот.
«Нужно передать функцию монетизации льгот местным бюджетам и дать им источник поступления средств. Как вариант, это может быть определенная часть налога, в частности, с налога от покупки», — уверен Соскин.
«Монетизация льгот абсолютно точно не ударит по бюджету. На данный момент абсолютно безличные и не понятно на что и кому отпускаемые многомиллионные суммы уходят бесконтрольно неизвестно куда. Если в этой сфере навести порядок, то бюджет только сэкономит. Ныне существующая система льгот не выгодна ни с точки зрения граждан, ни с точки зрения государственного бюджета», — считает директор социальных программ Людмила Шангина.
Мария Чиренко