Новый Налоговый кодекс в Украине все чаще заставляет задумываться бизнесменов о переводе своего бизнеса за границу. Бизнесмены, сетуя на то, что в Украине созданы «условия, несовместимые с бизнесом», стремятся перевезти капиталы и производственные мощности в другие страны.
Где лучше вести свой бизнес, и где отличная репутация страны для ведения бизнеса – лишь хорошая работа имиджмейкера государственного уровня выясняли «Экономические известия» и АССА (Association of Chartered Certified Accountants).
31 марта 2011 года газетой «Экономические известия» и международной ассоциацией был проведен Международный финансовый форум «Создание ценности бизнеса», на котором одним из главных моментов стал вопрос легкости ведения бизнеса в странах Черноморско-Балтийского пояса.
Последнее исследование Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (МФК) показало, что Украина по легкости ведения бизнеса занимает 145-е место из 183-х (при этом она поднялась на две позиции вверх в сравнении с рейтингом 2010 года). ВБ и МФК считают, что в Украине упростилась процедура регистрации предприятий (118 место в 2011 году против 136 в 2010 году), и стало проще получить разрешение на строительство (179 место в 2011 года в сравнении с 181 – в 2010 г).
Однако остальные составляющие ухудшились. Например, оценка процедуры регистрации прав собственности снизилась на четыре пункта (164 место в 2011 году, в 2010 году было 160 место); по критерию кредитования предприятия Украина опустилась с 30 на 32 место, в вопросе защиты инвесторов – с 108 на 109, а ликвидировать предприятие в Украине стало, и вовсе, практически невозможно – 150 место против 145 в 2010 году.
Однако во время дискуссии в рамках форума, реальная ситуация в странах, которые занимают в рейтинге более высокие позиции, немногим лучше. Например, в Грузии (12 место в общем рейтинге, +1 к прошлому году), наравне со всеми явными плюсами для предпринимателей (восьмое место по легкости регистрации предприятий, седьмое – по получению разрешений на строительство, второе – по регистрации прав собственности, 20 – по защите инвесторов и так далее), наблюдается высокое налоговое давление.
«В нашей стране произошло много реформ, в том числе — налоговая. Система уплаты налогов упростилась (например, декларации в Грузии действительно уже давно подаются с помощью интернета.— Ред.), но некоторые налоги возросли, в частности — земельный (с этого года составляет от 50 до 100 лари, $30-60, на один гектар земли, что в два раза выше, нежели в прошлом году.— Ред.)»,— говорит один из гостей форума, Зураб Лалазашвили, управляющий партнер BDO Грузия. Собственно, о рьяности налоговой службы косвенно свидетельствует место, занимаемое Грузией по показателю легкости ликвидации предприятий,— «почетное» 105-е, которое очень бросается в глаза на фоне топ-мест по остальным показателям.
Более благополучной для ведения бизнеса может считаться Эстония (30-е место по этому показателю в списке ВБ и МФК, 17-е в общем рейтинге). «Возможно, где-нибудь в Германии предприниматели чувствуют себя комфортнее,— рассказывает гость форума, директор по консалтингу BMS Эстония Светлана Хохлова.— Но, на мой взгляд, у нас созданы максимально благоприятные условия для развития предпринимательства, и в первую очередь за счет «диджитализации» всех процессов, связанных как с регистрацией предприятия — это можно сделать, не отходя от компьютера, так и с уплатой налогов — в стране давно действует электронная подпись, и все документы предоставляются фискальным органам через интернет».
Однако в Эстонии быть частным предпринимателем не так легко, как это может показаться при взгляде на места страны в рейтинге ВБ и МФК (37 по показателю регистрации предприятий, 24 – по получению разрешений на строительство, 32 – по кредитованию частного бизнеса, наравне с Украиной, 59 – по защите инвесторов, 70 – по ликвидации предприятий).
«У нас бизнес преследует тот же бич, как и в большинстве развитых стран,— высокая степень социальной защиты,— говорит Светлана Хохлова.— Людям иногда выгоднее сидеть дома на пособии по безработице, чем работать. Это существенно усложняет наем персонала».
Однако у эстонских предпринимателей есть существенная компенсация в виде льготного финансирования. Правда, это не касается банковских кредитов – в стране существуют фонды поддержки предпринимательства, финансируемые европейскими финансовыми институтами, которые снабжают займами эстонские стартапы. Хотя сумма ссуды обычно невелика — EUR10-15 тыс., однако на такой заем не просто не начисляются проценты – его вообще не нужно отдавать в случае, если предприниматель потерпит фиаско. А вот с обычным банковским финансированием начинающих бизнесменов в Эстонии, как, по правде сказать, и в Восточной Европе, ситуация весьма плачевна, и если бизнесмену на развитие требуется больше, нежели предлагаемые фондами EUR10-15 тыс., ему… придется ехать в Беларусь.
Конечно, показатели Беларуси в рейтинге ВБ и МФК не очень высоки (68-е место в общем рейтинге, при этом падение на четыре позиции в сравнении с прошлым годом; 109-е место по защите инвесторов; 183-е — по налогообложению; 93-е – по ликвидации предприятий; но, при этом седьмое место по регистрации новых), представитель Беларуси на форуме сказал, что банкиры практически охотятся за предпринимателями, чтобы выдать им кредит. «80% крупных корпоративных клиентов уже разобраны между двумя крупнейшими банками страны — Беларусьбанком и Белагропромбанком. Поэтому каждый новый корпоративный клиент для белорусских банков на вес золота, и они готовы предлагать весьма выгодные условия финансирования. Тем более что белорусская финансовая система, в отличие от украинской и российской, не испытывает посткризисных проблем с огромными объемами «плохих кредитов», и соответственно у банков шире маневр по улучшению условий»,— говорит Павел Лащенко, управляющий партнер Ernst&Young в Беларуси.
К сожалению, на сегодняшний день облегченный доступ к банковскому финансированию – это пока единственное, чем может привлечь Беларусь предпринимателей. «Непросто вести бизнес в стране, где только один человек знает, каким завтра будет курс, какими — налоги, пошлины, цены на энергоносители и т.д.»,— рассказывает Павел Лащенко. Хотя и вести бизнес в стране, где это знают сотни людей, только у каждого — свои данные, как в Украине, вряд ли проще.
В завершении форума был проведен блиц-опрос его участников-предпринимателей. По итогам опроса желающих начать свой бизнес в Беларуси не нашлось. Точно также как и предпринимателей, которые перевезли бы свой бизнес в Эстонию, Грузию, Латвию и Азербайджан, которые также показали свои программы развития предпринимательства на форуме.