Алексей Воробьев рад юному пополнению «Страны талантов». Фото предоставлены телеканалом НТВ
На канале НТВ завершилось шоу «Страна талантов», на протяжении двух месяцев предоставлявшее площадку тем, кто посвятил себя народным музыкальным традициям. Фольклор вечен — но в какой степени он интересен современным зрителям, избалованным изощреннейшими медиа-технологиями? Способен ли развиваться, не изменяя собственной природе? А может, именно в нем — то здоровое начало, которое вернет искусству общительность, теплоту и душевность, им изрядно растраченные? На эти вопросы, а также о том, как жить на две страны и культуры, не выпадая ни из одной, «Труду» ответил ведущий шоу, популярный певец и киноактер Алексей Воробьев.
— Оправдались ли ваши ожидания от проекта?
— Более чем! Когда друзья, друзья друзей, мамы и бабушки друзей начали буквально забрасывать меня посланиями насчет того, что давно бы уже пора сделать такое шоу на нашем телевидении, я понял — всё сложилось. Ведь народным творчеством в нашей стране занимаются миллионы, в том числе огромное количество детей и подростков. Для сотен тысяч это впоследствии становится профессией. То, что мы не привыкли видеть их на телевидении — минус не им, а телевидению, не замечающему огромный пласт отечественной культуры. Вот теперь у зрителей появилась возможность хотя бы в первом приближении увидеть его в прайм тайм на одном из самых популярных телеканалов страны.
— У нас довольно много телевизионных шоу формата «Алло, мы ищем таланты». Насколько конкурентно на этом фоне ваше предприятие?
— Мне кажется, в нем уникально сочеталось обращение к песням и танцам, которыми, можно сказать, прошит наш национальный культурный код, с обаянием юных артистов и артисток, привлекающих зрительское внимание не полуголыми телесами, обклеенными стразами, а певческим и танцевальным даром, помноженным на прекрасную выучку. Мне трудно назвать другое телевизионное шоу, которое бы могло с нашим проектом конкурировать.
— Но многие убеждены, что фольклор — нечто замшелое, молодежи категорически не интересное.
— Я занимался фольклором профессионально — если б вы видели тысячи зрителей всех возрастов на фольклорных фестивалях, наблюдали их реакцию на выступления десятков народных коллективов и виртуозов-солистов, вполне сравнимую с рейвом на лучших рок-концертах, уверен, у вас отпали бы все сомнения в том, что это искусство будет актуально всегда. В отличие, кстати, от поп-музыки, где вечно меняющаяся мода на биты и танцевальные движения может оставить не у дел иных суперуспешных исполнителей уже через несколько лет.
— Но даже у многих победителей популярного шоу «Голос» не получилось большой карьеры. Какое будущее вы видите у участников «Страны талантов»? При каких условиях сможете сказать, что миссия проекта выполнена?
— Артист не должен выходить на сцену ради себя самого. Миссия проекта выполнена, если после его просмотра дети и подростки поймут: чтобы быть крутыми, не обязательно снимать коротенькие видео в социальных сетях, открывая рот под чужие песни. Есть и другие, гораздо более творческие возможности проявить свою индивидуальность, пусть они и покажутся тебе сперва не слишком модными, но именно в них ты найдешь себя и добьешься успеха.
Ну и напомню, что любой телевизионный проект — это всего лишь платформа, возможность быстрого старта, а как ей распорядится одаренный человек — зависит исключительно от него самого. Все артисты, добившиеся славы и признания, скажут вам, что на одном таланте, без трудолюбия, упорства и воли к победе далеко не уедешь.
— И все же не отдают ли все эти кокошники чем-то архаичным?
— Еще раз посоветую внимательнее смотреть выпуски нашего проекта. Как верно сказала в одном из них Надежда Георгиевна Бабкина, народное творчество — не музей. Оно живет и меняется вместе с нами и временем. И точно так же, как другие сферы искусства, имеет право быть модным, стильным, чутким к переменам в обществе, даже к нюансам в настроении отдельных людей, особенно если это исполнители. Ну а возвращаясь к теме кокошника — вот вам факт: года три назад «Дольче и Габбана» выпустили целую коллекцию, расписанную под хохлому. Важно правильно подать то, что ты хочешь продвинуть. Подождите ещё пару лет, и мы увидим русские народные мотивы на самых главных подиумах планеты.
— Вы один из немногих российских артистов, которые, ведя здесь телешоу, выпуская синглы и клипы, еще и регулярно снимаются в американском кино (а не только рассказывают об этом). Как удается все это совмещать?
— Если бы даже я сказал — «легко», вы бы не поверили. Да элементарно жить в двух разных местах — уже непросто. А работать и строить карьеру в странах со столь разными культурами, менталитетом, традициями, вплоть до совершенно другой системы праздников — это невероятно сложно. И очень интересно! Жизнь до обидного коротка — а ты получаешь возможность за тот же срок прожить две жизни. Работать в двух профессиях, говорить на двух языках, а иногда в свой день рождения сесть в самолёт и улететь на другой континент, чтобы праздновать его 36 часов вместо 24. Только любимая женщина в жизни должна быть одна, всё остальное можно не лимитировать.
Постоянно быть в пути — жизненное правило Алексея
— Используете ли вы опыт, полученный по одну сторону океана, перелетая на другую?
— Конечно. И основа тут — мой родной, российский культурный бэкграунд. С другой стороны, наблюдая съемки в Италии, Канаде или Америке, я перенимаю все, что может пригодится в моей работе актёра, режиссера, сценариста.
— Что вам не нравится в российском шоу-бизнесе, что бы вы, исходя из этого опыта, в нем изменили?
— Мне, конечно, приятно, что вас интересует мое скромное мнение по поводу всего нашего шоу-бизнеса, однако, считаю, он прекрасно регулирует себя сам. Спрос рождает предложение. И смотрите — в ответ на молодежный интерес появляются новые певческие, рэперские имена, порой это по-настоящему талантливые артисты. Люди постарше слушают тех, кого любили в своей молодости, и эти мастера тоже продолжают работать. Шоу-бизнес — зеркало самой жизни.
Можно, конечно, пытаться что-то ему навязать, «совершенствовать» вкус публики, но заставить людей получать удовольствие от того, что им не нравится, все равно не выйдет.
— Вы органично чувствуете себя и в амплуа фолк-артиста с аккордеоном, и в качестве поп-сердцееда, и выступая этаким русским Элвисом Пресли. Как думаете, будущее за универсальными артистами или теми, кто предпочитает узкую специализацию?
— Универсалам всегда сложнее. Когда можешь многое, труднее найти себя. И зрителю трудно «привыкнуть» к тебе в разных амплуа. Он только подумал — да вот он, оказывается, какой! — а тут бах и перемена. Ты вроде пел рок-н-ролл — и вдруг выходишь с аккордеоном, или запел блюз хриплым голосом, или станцевал степ, а потом ррраз — снялся в военной картине… Да ты кто такой вообще: народный певец? Голливудский актер? А чего в интервью рассказываешь, что написал сценарий сериала и будешь его снимать как режиссёр, да ещё и в Мексике!? Вот далеко не полный список вопросов, которые возникают у публики такого артиста, как я. Притом помножьте этот перечень на два — см.выше насчет двух жизней (улыбается).
Для Алексея и рок-гитара — привычный инструмент Фото Николая Шлыкова
— В сериале «Космические войска» со Стивом Кареллом в главной роли вы играете сексапильного русского шпиона со странным именем Ыгорь Телатовицх. Это в принципе вершина карьеры российского артиста в Голливуде, или возможны более значительные роли?
— Что вы, ну какая вершина. Это как нос ботинка просунуть в дверь, которая приоткрылась, не более того. Здорово, конечно, поработать на съемочной площадке с большими голливудскими звёздами. Но любой свой профессиональный шаг, даже явно успешный, я всегда расцениваю как начало пути. Любая победа — всего лишь переход на новый уровень, который тебе нужно одолеть.
С Джоном Малковичем во время съемок «Космических войск»
— В нынешнем году, отстраненные от «Евровидения», мы как-то не очень следили за его ходом — и смотрите, национальной культурной катастрофы не случилось, люди не маршировали перед Останкином с плакатами «Даешь Турин», им и без него хватало музыки… Что скажете на этот счет вы, в прошлом участник этого конкурса?
— По какой-то неведомой мне причине мы со звериной серьезностью относились к этому телеконцерту, большую часть которого на сцене происходит действо, скорее похожее на капустник в аду, чем на конкурс песни, каким оно изначально себя позиционировало. Думаю, что России не стоит больше отправлять на него участников. И дело не в политике — ну зачем нам участвовать в состязании типа «у кого больше блесток на трусах», где от самого артиста и его таланта практически ничего не зависит? Не случайно имя победителя вы, как правило, не вспомните уже на следующий день.
До встречи в новых проектах и новых имиджах! Фото Николая Шлыкова
— Вы известны мужеством, позволившим преодолеть самые серьезные медицинские проблемы. Чему научил вас этот опыт? Что бы вы посоветовали людям, попавшим в трудные жизненные ситуации? Где черпать моральные силы для победы?
— Боюсь разочаровать вас, но увы — не знаю. Нет универсального ключика, который сгодился бы каждому, попавшему в беду. Я сам до сих пор не понимаю, как выбрался. Да что я — врачи не понимают, когда видят снимки моего повреждённого инсультом мозга. Просто надо помнить: если завтра вас не станет, эта земля не перестанет вертеться. И бесполезно обвинять жизнь в жестокости — она такая, какая есть. Стало быть — хватит себя жалеть! Вот единственный совет, который могу дать. Станьте своим лучшим другом, который, когда нужно, растормошит, поднимет, даже прикрикнет! Подойдите к зеркалу и скажите себе: «Да, дела не очень — хотелось бы получше». И задумайтесь — а чего именно хотелось бы? Спросите у своего отражения. А потом, осознав ситуацию, пообещайте себе каждый день вот так же подходить к зеркалу — и видеть там улучшения. Костерите себя что есть мочи, когда недовольны. А если сделали хоть маленький, но шажок вперед — не скупитесь на комплименты, ведь вы же свой лучший друг! Мне однажды пришла в голову фраза, которую я записал: «Не можешь взлететь — ползи. Но — желательно вверх».
Когда верстался номер
Шоу «Страна талантов» победило на ежегодном форуме «Лучшие социальные проекты России» в номинации «Культура, искусство, религия». Поздравляем его создателей и Алексея Воробьева!