Давая зеленый свет на вступление в Энергетическое Сообщество, Европейская Комиссия содействует и горячо поддерживает приток российских капиталов в инфраструктуру украинской энергетической системы. Оппозиция бьет тревогу: таким образом, мы распродаем национальное достояние и теряем политическую независимость.
Непременное условие, при котором Киев сможет войти в европейскую организацию — это сделаться энергетическим протекторатом Москвы. Заинтересованность Брюсселя в том, чтобы стимулировать процесс интеграции Украины, вовсе не основывается на постоянных, законных требованиях народа, европейского по своей истории, культуре и традициям. Интерес вызывает сеть газопроводов, благодаря которым Старый Свет, очень сильно зависящий от Российской Федерации, удовлетворяет свои потребности в газе. В среду, 28 июля европейский комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер (Günther Oettinger) заявил, что Украина готова войти в Европейское Энергетическое Сообщество, если энергетическое законодательство, одобренное в последние месяцы, будет соответствовать интересам Брюсселя: необходимо обеспечить надежность энергетического снабжения, стабилизировать отношения с Российской Федерацией, разладившиеся из-за проекта Южный Поток.
Этот газопровод, спроектированный российской монопольной компанией Газпром и основными энергетическими компаниями Европы, среди которых итальянская ENI , немецкая RWE и французская Gaz de France был задуман в обход нестабильных на взгляд Кремля стран: Украины, Молдавии и Румынии. Поэтому, начиная с 2015 года, газ будет поступать по дну Черного моря прямо из южной России в Грецию, Италию и на Балканы.
«Получать газ через Украину было бы наилучшим решением, так как это самый прямой путь, — заявил Оттингер. — Прямое сообщение предполагает наибольшую безопасность, надежность и мощность. Южный Поток — дорогой проект, к тому же, окружающая среда подвергается существенному риску. По этой причине мы подумываем об инвестициях в целях модернизации инфраструктуры энергетической системы Украины. На следующей неделе Европейская Комиссия рассмотрит меры, предпринятые Киевом в области энергетики, но уже сейчас могу сказать, что они нас удовлетворяют. Остаются кое-какие вопросы, требующие решения, но думаю, что уже через 6 месяцев Украина сможет войти в общий энергетический рынок».
Однако, по словам комиссара, одним из условий является участие России в финансировании украинских газопроводов. Эти слова льют бальзам на сердце украинского премьер-министра, который не только согласовал все с представителями Брюсселя, но и предложил создание постоянной рабочей группы между тремя участниками всего предприятия. Кроме того, Азаров подчеркнул важность транзита газа через Украину в качестве единственной альтернативы Южному Потоку. Не пострадают и балканские страны, которые получат то же самое количество газа, которое предусматривал проект нового газопровода.
«Ничего не изменится: западные страны Европейского союза, Греция и Болгария получат те же самые объемы газа, которые были предусмотрены проектом Южный Поток. Однако, прежде всего нужно модернизировать инфраструктуру нашей энергетической системы. Я доволен тем, что Европейский союз и Россия согласились сотрудничать с нами. С нашей стороны мы гарантируем стабильность и готовы сделать существенные финансовые вливания вместе с Москвой и Брюсселем».
Прямое участие России в обновлении украинских газопроводов, на первый взгляд, может показаться положительным и желательным. Но в действительности, это может привести к тяжелым последствиям для Украины. Обладание ресурсами и энергетической инфраструктурой особенно на постсоветском пространстве означает полную политическую и экономическую власть. Именно по этой причине Кремль, который отказывается признать независимость Киева и других бывших советских республик, старается заполучить украинскую энергетическую инфраструктуру. К сожалению, существующая вертикаль власти Янукович — Азаров поддерживает олигархов восточных регионов страны, русофилов, связанных с прежней родиной самыми разнообразными интересами.
Уместно вспомнить, что первого апреля премьер-министры Российской Федерации и Украины, Владимир Путин и Николай Азаров объявили о будущем слиянии Газпрома и Нафтогаза, энергетических колоссов двух стран, в одну супермонополию, причем, согласно слухам и мнению различных экспертов, украинской стороне будет принадлежать менее 6% акций. Помимо этого, Москва и Киев уже объединили некоторые авиационные, атомные и гидроэнергетические предприятия. В обмен на смехотворную скидку на газ, к тому же сомнительного свойства, ввиду того, что для населения Украины цены поднялись на 50%, президент Янукович позволил Черноморскому российскому флоту остаться в Крыму до 2042 года. За несколько дней до этого в официальной речи перед Советом Европы глава государства отказался от требований признать голодомор (голод, спровоцированный Сталиным в тридцатые годы в целях истребления украинских крестьян) геноцидом против народа, который он представляет.
Против распродажи национального достояния, экономической подчиненности Москве и потери автономии в военном и политическом плане выступает демократическая оппозиция под руководством Юлии Тимошенко, которая преобразовалась в Комитет за Защиту Украины, политический союз всех демократических и патриотических сил страны, стремящихся не допустить потери независимости. В несколько приемов украинская Железная Леди прокомментировала ситуацию. В частности, предложение о слиянии между Газпромом и Нафтогазом она сочла горькой насмешкой. По ее словам, уже давно стало ясно, что вертикаль власти Янукович — Азаров и олигархи-русофилы и украинофобы восточных регионов страны скрывают точный план ликвидации политической автономии Украины.
Маттео Каццулани (Matteo Cazzulani), Италия