Принимать судьбоносное решение в министерство культуры РФ съехались театральные боссы от Александра Калягина до Льва Додина, от Евгения Писарева до Владимира Фокина и Римаса Туминас. Были актёры Владимир Машков и Игорь Золотовицкий, который вдобавок еще и ректор школы-студии МХАТ.
С ними советовались, кому возглавить главный драматический театр страны. Одним из очевидных кандидатов был режиссер Валерий Фокин, худрук Александринского театра Санкт-Петербурга. Но он от назначения в МХАТ отказался. И высказался в пользу режиссера Сергея Женовача, который руководит Студией театрального искусства. Его слова оказались пророческими.
– Мы не хотели спешить с назначением нового художественного руководителя, однако полемика, которая развернулась в СМИ и социальных сетях, начала приобретать болезненный характер, — объяснил такую поспешность министр культуры Владимир Мединский. — «Кандидатов» начали сталкивать друг с другом, появились какие-то «группы влияния», чудовищные рейтинги и голосования – кто должен стать худруком. Это не допустимо. Однако были и мудрые суждения авторитетнейших людей, к которым мы не можем не прислушаться.
Один из старейших худруков Марк Захаров первым высказался за то, чтобы МХТ «возглавил обязательно режиссёр. Не успешный или прославленный актёр, то бишь режиссёр».
Круг режиссеров, который смог бы справиться с этой задачей, узок. Марк Анатольевич назвал три имени – Валерий Фокин, Сергей Женовач и Юрий Бутусов. Эту же мысль – о худруке-режиссере — высказали многие из авторитетных представителей театрального цеха. Дискуссия, которая открылась после ухода Олега Павловича, убедила нас, что этому великомутеатру нужен режиссер, чья успешность очевидна, чей опыт достаточен, а авторитет неоспорим. И по итогу широких консультаций, мы остановились на кандидатуре Сергея Васильевича Женовача — художественного руководителя Студии театрального искусства.
Олег Табаков много сделал для зрительского успеха и материального благополучия театра. Мы неоднократно цитировали слова Олега Павловича о том, что пустой театр – явление противоестественное. Табаков был не только гениальным актером, он и эффективным управленцем. Он, кстати, высоко ценил работу Сергея Васильевича и в МХАТе, и в других театрах. Женовач — еще и талантливый педагог, заведующий режиссерской кафедры ГИТИСа.
Приказ о его назначении подписан. Но есть просьба — приступить к выполнению своих обязанностей не ранее, чем через месяц, 23 апреля, спустя 40 дней после смерти Олега Павловича. Мне кажется, это будет по-человечески. За этот месяц как раз можно будет решить многие организационные вопросы, поближе познакомиться с труппой, с работниками.
12 марта на 83-м году жизни скончался Олег Павлович Табаков. Несколько месяцев актер провел в больнице, где большую часть времени находился в так называемом состоянии глубокого оглушения. В СМИ появлялись данные о том, что медики время от времени погружают артиста в состояние искусственной комы для того, чтобы снять нагрузку с ослабевших органов.
Достоверная информация о причинах госпитализации Олега Табакова долгое время не появлялась в прессе: говорили и о заражении крови, и о не прижившихся стоматологических имплантах, и о проблемах с легкими. Как выяснилось после смерти актера, Олег Павлович действительно часто консультировался с врачами.
Так, оказалось, что после рождения у Табакова младших детей – сына Павла и дочери Марии – у актера и его супруги Марины Зудиной обострилась аллергия. Об этом журналистам рассказал главный терапевт Минздрава России, доктор медицинских наук Александр Чаулин, который много лет дружил с семьей Олег Табакова.
«С Олегом Павловичем у нас давняя история отношений, – рассказал журналистам Чаулин. – Я знал его маму, которая тоже была врачом. В семье Табакова было много больных бронхиальной астмой, и когда Олег стал артистом «Современника», несколько раз консультировался у меня».
Рассказал медик и о том, что навещал Табакова и незадолго до смерти. «Меня несколько раз приглашали к Олегу Павловичу, и я видел: врачи делали все, чтобы его спасти. Да и сам он молодец, долго сопротивлялся. Но Табаков был очень ослаблен основным заболеванием – боролся с раком (предстательной железы. – Прим. ред.) и последние годы проходил лечение с использованием сложных химических препаратов», – цитирует Чаулина.
Олег Табаков попал в больницу еще в ноябре прошлого года. Он провел на больничной койке около четырех месяцев, однако так и не смог выйти из стен клиники на своих ногах.
После лечения и длительного курса реабилитации состояние народного артиста СССР оставалось критическим. Актера подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, а позже врачи ввели пациента в медикаментозную кому. По словам медиков, немолодой организм 82-летнего Олега Табакова был сильно истощен, у самого артиста не осталась больше сил для того, чтобы справиться с недугом.
В полное выздоровление артиста верили только его вторая жена, актриса Марина Зудина, и его дети. За долгую жизнь Олег Павлович воспитал четырех детей: старшие Антон и Александра появились на свет еще в 60-е годы, наследников актеру родила первая жена Людмила Крылова.
Во втором браке снова двое детей, сын и дочка: сейчас 22-летний Павел Табаков строит успешную актерскую карьеру, а его сестренка, 10-летняя Мария, ходит в школу.
Вдова Олега Табакова сделала все возможное, чтобы муж встал на ноги: лучшие специалисты, передовые технологии, дорогостоящее лечение. Актриса окружила самого близкого человека заботой и теплом. Однако спасти Олега Павловича медики так и не смогли. Актер скончался на 83-м году жизни. По одной из версий, врачи отключили его от аппарата жизнеобеспечения, причиной такого решения мог стать сердечный приступ.